Краеведческая экскурсия по Суздальскому району

«На берегах прекрасной Нерли»

Порецкое-Борисовское-Мордыш-Заполицы-Воскресенская слободка-Васильково

Программа тура: Выезд в 09:00 парковка Драмтеатра, 09:05 остановка Соборная площадь, 09:10 маг.Мебельный Суздальский пр-т. Экскурсионная программа во время которой, Вы познакомитесь с историей и легендами старинных сёл Суздальского княжества, увидите великолепные сельские храмы: село Порецкое, как вотчина московского митрополита. Осмотр церкви Преображения Господня. История с.Мордыш, где снимался фильм Шукшина «Странные люди». Здесь насладитесь видами прекрасной реки Нерль, увидите дом, баню, которые участвовали в съемках фильма. Воскресенская слободка с осмотром Церкви Воскресения Христова. Село Заполицы- осмотр ГЭС. Село Борисовское с посещением Храма Святого Василия Великого. Пикник на берегу реки Нерль.
Стоимость тура: 1200 руб./чел.
Порецкое — село в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Павловское сельское поселение.
Расположено село на высоком берегу реки Нерль, рядом с устьем реки Поколяйки, а на другом берегу — заливные луга и сосновый бор.
Название села происходит от слова "поречье", что означает "полоса вдоль берега реки; места, прилегающие к реке".
Впервые упоминается в 1460 г. в грамоте великого князя Василия Васильевича Темного, как вотчина московского митрополита. В 1460 г. великий князь Василий Васильевич по случаю пожара, во время которого сгорела половина села Порецкого.
В 1504 г. великим князем Иоанном III Васильевичем селу Порецкому в числе других митрополичьих сел дана была несудимая грамота «опричь душегубства и разбоя».
По учреждении патриаршества Порецкое перешло в вотчины Московских патриархов, а затем Св. Синода, во владении коего и оставалось до упразднения церковных вотчин (1764 г.). В 1764 г. в связи с секуляризацией монастырских земель перешло в ведение Kоллегии экономии.
В 1867 г. в Порецком родился известный российский и советский архитектор И.С. Кузнецов.
Церковь Преображения Господня
В конце XVI века, как видно из надписи на сохранившемся в церкви Евангелии, в селе Порецком существовала уже церковь во имя архангела Гавриила. В XVII веке в патриарших окладных книгах в Порецком значится церковь уже другого имени. Так под 1628 г. записано: «Церковь царя Константина в патриарше вотчине в селе Порецком 
Под 1695 г. в патриарших окладных книгах в Порецком значились уже две церкви – во имя Преображения Господня и во имя «Благоверных князей Константина и матери его Елены». К 1721 г. обе эти церкви оказались очень ветхи, посему их разобрали и на том же месте построили две новых деревянных церкви с престолами того же имени. В 1737 г. в Порецком случился от молнии пожар, сгорели «дома поповские и крестьянских дворов с 40. Опасаясь, дабы св. церковь не возгорелась, из оной церкви и алтаря церковную утварь всякую выносили.
Эти, уцелевшие от пожара, церкви существовали до конца XVIII века.

Каменная церковь Преображения Господня была построена и освящена в 1795 г. В 1798 году к ней была пристроена каменная колокольня и ограда.
Село Мордыш с первой половины XV столетия принадлежало Спасо-Евфимиеву монастырю и было пожаловано ему великим князем Василием Васильевичем, по завещанию его племянника князя Семена Александровича. Церковь в Мордыше каменная, в честь святого и чудотворного Николая, построена в первой половине XIX столетия усердием прихожан. При ней построена теплая трапеза с двумя престолами: в честь Сретения Господня и святого пророка Илии; колокольня каменная. В 1896 году приход состоял из одного села, в коем 129 дворов, 440 душ мужского пола и 446 женского. С 1874 года в селе существовала церковно-приходская школ.
25 июля, в день рождения знаменитого советского писателя, кинорежиссера, актера, сценариста Василия Шукшина в селе Мордыш открыли мемориальный знак.
Василий Шукшин родился в 1929 г. в селе Сростки на Алтае. В 2014-м г. ему исполнилось бы 85 лет.

Во Владимирском регионе Шукшин провел свои молодые годы. В возрасте 19 лет он начал работать на Владимирском тракторном заводе слесарем-такелажником. Из Владимира – был призван в армию.
А в 40 – опять вернулся во Владимирскую область, уже кинорежиссером. Именно здесь он решил делать фильм. В селах Мордыш и Порецкое Суздальского района Шукшин все лето и осень 1968 г. снимал своих «Странных людей» – авторскую экранизацию собственных рассказов. Многие сельские жители Владимирской области попали тогда в объектив кинокамеры, став без особого грима реальной массовкой для фильма. Некоторые из участников тех съемок до сих пор с теплотой вспоминают то время. Среди них – Валентина Ивановна Постнова, которая внесла свой посильный вклад в незабываемый творческий процесс, не только поучаствовав в массовке, но и оказывая помощь после работы в колхозе, где доила коров, в растапливании бани для съемок одного из эпизодов.
Валентина Постнова, жительница села Мордыш, участница съемок фильма «Странные люди»: «Все съемки пробыла с ним, с Шукшиным. Все песни перепела. Вечерами, после дойки, мы шли на берег. Шукшин любил, чтоб мы старинные песни пели, и бабушки, и молодежь».


Воскресенская Слободка — село в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Павловского сельского поселения.
Село расположено на правом берегу р. Нерль.
Слобода, слободка – название сохранившееся из старины, когда оно означало поселение, освобожденное от некоторых государственных повинностей. Большинство слобод на официальном языке зовется селами или деревнями, смотря потому, имеется ли в них церковь.
В пол. XVI в. это село принадлежало князю Петру Михайлову Щенятеву, как видно из «Разъезжей полюбовной этого князя с Спасо-Евфимиевым монастырем 1558 г.», в которой о дер. Жаденке (в приходе села Круглова), вотчине монастыря, отстоящей от Воскресенской слободки в полуверсте, говорится, как о пограничной деревне с имением князя Щенятева.
Отчего село в простонародье стало называться «Щенячья слободка» («Щенятья Слободка»).
Некогда часть «Щенячьей Слободки» принадлежала князю Вяземскому (кон. XVIII в.).
В кон. ХIX в. в селе работала круподерка Андрея Ермолаева.
В XIX в. среди жителей был распространен отхожий промысел каменщиков, кровельщиков, маляров.
Церковь Воскресения Христова
Каменная двухэтажная церковь была построена в 1743 г.
«Колокольня при ней каменная же. Престолов в церкви четыре: в нижнем этаже: главный престол в честь Воскресения Христова, придельные престолы – во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Св. Великомученника Дмитрия Солунского; в верхнем этаже во имя Св. Равноапостольного Князя Владимир.

Храм принадлежит к так называемому нарышкинскому стилю, расцвет которого относится к последнему десятилетию XVII в. Конечно, отдельные памятники этого стиля появлялись и в первые десятилетия следующего столетия, но уж точно не в 1740-е гг. Эти запоздалые постройки по своей композиции и декору всегда были провинциальны и никогда не поднимались даже до среднего уровня храмов эпохи расцвета стиля.
В церкви Воскресенской Слободки мы, наоборот, сталкиваемся с необычайно сложной композицией, острым силуэтом и тонким по исполнению декором. Основу композиции составляет характерный для нарышкинского стиля объем «восьмерик на четверике» с пониженным трехчастным алтарем. В восточной части четверика размещен балкон хор, что встречается только в усадебных церквах крупнейших вельмож раннепетровского времени. С востока к храму примыкает необычная двухэтажная трапезная, во втором этаже которой находятся два придела, отмеченные изящными световыми восьмериками. Две дополнительные главы в сочетании с ярусным восьмериком храма и главкой над алтарем создают оригинальный многоглавый силуэт храма.
Сложный и «столичный» декоративный набор на фасадах храма, включающий колонки на постаментах, наличники с разорванными фронтонами, восьмигранные окна и даже «царственные» раковины, свидетельствует, наравне с композиционными особенностями, о том, что храм в Воскресенской Слободке сооружен в период расцвета стиля где-то на рубеже XVII–XVIII вв.
Воскресенская церковь представляет себя довольно большой, единый, живописный и богато декорированный комплекс. Очень высокий основной объем с сохранившимися элементами барокко в интерьере и деревянной резной статуей распятого Иисуса Христа под куполом.
Чрезвычайно легкие белые завитки лепнины на нежно-голубых стенах позволяют представить прежний облик храма. Основной объем имел хоры. Трапезная двухэтажная, с южным приделом. Деревянные перекрытия не сохранились. Особое внимание привлекает колокольня. Своей высотой она занимает уникальное положение в окружающем ландшафте полей и малолюдного села. Колокольня оштукатурена и небогата архитектурными деталями, это придает ей определенную строгость и яркое своеобразие. Один пилон площадки звона выломан, видимо с целью сбрасывания колоколов. Можно предположить основной колокол был значительных габаритов.


Родился Павел Батурин в селе Заполицы Суздальского уезда в 1889 году в многодетной семье. Когда был еще маленьким, его взяла на воспитание бабушка, которая жила во Владимире на Ильинской-Покатой улице. Павел явно должен был ходить и по Воскресенскому (Галкину) переулку. С Залыбедья на Ильинскую-Покатую - удобный путь.
Учась во Владимирской гимназии, Павел в 1905 г. вступил в социал-демократический кружок. Во Владимире познакомился с Михаилом Фрунзе в 1907 г., контактировал с ним, даже когда Фрунзе сидел тут в централе.
Замеченный в неблагонадежности, был арестован в июне 1908 г. и сослан на 2 года в Вологодскую губернию.
После истечения срока ссылки поступил в Московский университет на физико-математический факультет, но с Владимиром не порывал. Продолжал вести агитационную работу среди студентов. За участие в студенческих волнениях исключен из университета и выслан из Москвы. Вернувшись в 1912 году во Владимир, с группой старых подпольщиков участвовал в восстановлении местной организации социал-демократов. Через год переехал в Москву и добился восстановления в университете.
С 1912 по 1916 годы Павел Степанович Батурин вместе со своими родными жил в селе Новое Переславского уезда.

В первый раз Борисовское упоминается в духовной грамоте великого князя Иоанна Калиты от 1328 г. В храме Святого Василия Великого находились реликвии, пожертвованные московскими князьями, например хоругвь, собственноручно вышитая Марией Долгорукой. В 1835 г. на месте деревянного, был выстроен ныне существующий каменный храм. Строили новый храм местные жители, среди которых было много профессиональных каменщиков. По преданию храм был построен за одно лето. Деревянные конструкции от прежнего храма использовались для обжига кирпичей.
Впоследствии храм был богато расписан в академическом живописном стиле. Роспись летнего придела закончилась в 1912 г.
Иконы древнего письма и предметы древности были перенесены в новый храм из старого. От полного разрушения храм спасло то, что в нем поочередно размещались зерносклад, склад химических удобрений и склад мебели и кинескопов.
Статус памятника архитектуры церковь Василия Великого получила в октябре 1968 г. К Олимпиаде 1980 г. на церкви был проведен косметический ремонт,- она хорошо просматривается с туристского маршрута.
Верующим храм был возвращен в 1991 г. С этого времени в нем совершаются регулярные Богослужения и идут ремонтно-восстановительные работы.
Яндекс.Метрика