Краеведческая экскурсия по Собинскому району

«Владимирские проселки»

Программа тура: Выезд от Мебельного магазина Суздальский пр-т в 08:00, остановка Соборная площадь в 08:10. Экскурсия по селу Черкутино с посещением музея Сперанского, мастер-класс. Посещение архиерейского подворья в Снегирево: храм, парк, музей, экспозиция которого посвящена роду Салтыковых. Пикник. Экскурсия по Солоухинским местам в Алепино. Посещение Свято-Никольского Волосовского женского монастыря. Осмотр храма в Ставрово и усадьбы Всеволжских в Жерехово. Возвращение во Владимир ориентировочно в 17:00

Стоимость тура: 1500руб./чел.

На старом пути от Владимира к Юрьеву стоит при реке Колокше село Ставрово, в 27 верстах от города. В 6 верстах от Ставрова есть владельческое село Турино, через него протекает река Волочка, впадающая справа в реку Колокшу. Неподалёку находится урочище Каковинский лес, а у села - Бабаева гора, доныне называемая Прусковой (Прусова гора), при сельце же Турине - Пруссово поле.
У Прусовой горы в 1177 г. дружина князя Всеволода III Большое Гнездо разгромила войска рязанского князя Глеба Ростиславича. Этой битвой закончилась междоусобица, начавшаяся после убийства Андрея Боголюбского. Одержав победу на Прусовой горе, князь Всеволод утвердился на великокняжеском престоле.

«Село Бабаево - отъ Владимира 20 верстъ, при пруде и колодцахъ». Его название татарского происхождения. «Баба», «бабай» означает «дед», «старик» во многих восточных языках.

В кон. XVII в. село Бабаево принадлежало Дмитрию Никитичу Наумову. Хотя род Наумовых не относился к числу высшей аристократии, Дмитрий Никитич достиг почетного чина стольника. В 1682 г. в том же чине Дмитрий Наумов был воеводой города Владимира, возглавляя военную и гражданскую администрацию города и большого уезда.
В документе 1716 г. Бабаево названо вотчиной Петра Ивановича Салтыкова. Дворянский род Салтыковых принадлежал к числу наиболее знатных в России и состоял в родстве с царским домом. Из рода крупных землевладельцев Салтыковых вышло наибольшее число бояр, три генерал-фельдмаршала.
Село Бабаево с деревнями до 1816 г. принадлежало известному военному и государственному деятелю, генерал-фельдмаршалу Николаю Ивановичу Салтыкову.

Посёлок Ставрово является одним из древних русских поселений. Название поселка в переводе с греческого «ставрос», означает «крест». Есть предположение, что название связано с расположением первых улиц в форме креста (в настоящее время это улицы Октябрьская, Жуковская, Советская, им. Ленина). Другая версия - в  Ставрове было местопребывание второй супруги князя Всеволода - Анны и что она дала греческое название селу. Точная дата возникновения Ставрова неизвестна, но село упоминается в русских летописях с 1515 года, в монастырских отчётах и в деловых бумагах средневековья.

 В 1990 году началась реставрация уцелевшего Свято - Успенского храма и колокольни.

В 1991 году на территории церковного ансамбля работала экспедиция археологов во главе с В.П. Глазовым. И оказалось, что Ставрово появилось не в 15 веке, а в 11 веке. На месте разрушенного храма, под его фундаментом, на глубине 2,5 метра были найдены остатки кузницы славянского ремесленника. Рядом найдены остатки керамики и захоронение человека. Сейчас храм действующий.

Николо-Волосовский монастырь (Николо-Волосов монастырь) - православный женский монастырь, расположенный в селе Волосово Собинского района Владимирской области.
Время возникновения Николо-Волосова монастыря неизвестно, но сведения о Волосовской обители находятся ещё в XV в.
В России есть множество мест, где древние капища Волоса были замещены Никольскими храмами и монастырями. Одно из них недалеко от Владимира, в селе, которое так и называется - Волосово. Монашки знают предание о том, что их обитель возникла на месте уничтоженного капища бога Волоса (Велеса).
Согласно одной легенде Никольскую церковь поначалу построили на горе, но чудотворный образ Николы, бывший в ней, стал исчезать из церкви и всякий раз оказывался в низине у реки Колочки подвешенным на дереве на волосах (Волосыни - жёны Велеса, созвездие Плеяд. Волосожары - Млечный Путь.). Пришлось переносить монастырь на то место, которое выбрала икона. Там он сейчас и находится.
Тогда все строения монастыря были деревянными.

В 1909 г. монастырь обращён в женский. При обители существовала водяная мельница на реке Колочке. Другие исторически сохранившиеся сооружения монастыря келейный корпус, сторожка, две башни, стены ограды. Закрыт в 1920-х гг. Обитель была возрождена в 1993 г. сестрами Боголюбского женского монастыря. С 1993 г. существовала, как женский скит суздальского Покровского монастыря, с 1996 г. – самостоятельный монастырь.

В 1685 году дворцовое село Черкутино, принадлежавшее царской фамилии Романовых, передается в дар роду Салтыковых, бывших с царской семьей в родстве. Интересно, что в 1772 году в Черкутине в семье настоятеля церкви на свет появился Михайло Сперанский, ставший выдающимся государственным деятелем, одним из самых влиятельных людей в России. В начале карьеры Сперанский получил от своего знаменитого земляка Николая Салтыкова немалую протекцию и поддержку. Несмотря на огромную занятость, Салтыков немало сделал и для Черкутино.

В XVIII веке, Салтыковы, владельцы многих имений на Владимирской земле, построили новую усадьбу на берегу реки Ворши. Местечко, где была основана усадьба, стало называться сельцом Снегиревым. В усадьбе были построены большой господский дом, домовая церковь в честь Положения Ризы Господней и различные хозяйственные постройки. Все усадебные здания располагались в большом парке с двумя прудами.

В 1813 году владелец сельца князь Н.И. Салтыков, генерал-фельдмаршал и председатель Государственного Совета и Комитета министров построил новую усадебную Кресто-Воздвиженскую церковь с каменною колокольнею. Склеп этой церкви стал местом фамильного захоронения князей Салтыковых. Здесь были похоронены князья Н.И. Салтыков с супругою, его сын С.Н. Салтыков и внук А.Д. Салтыков с супругою.

В 1887 году в Снегиреве, ставшем к тому времени селом, была открыта церковно-приходская школа, размещавшаяся в доме князей Салтыковых. Ансамбль усадьбы князей Салтыковых представляет собой интересный образец дворянской усадьбы эпохи классицизма.

До настоящего времени сохранились памятники усадьбы:

Крестовоздвиженская церковь с криптой, 1813 г.

Церковь представляет собой редкий тип храма – трехнефную базилику. Центральный неф вытянут с запада на восток. С востока вход в крипту под алтарем, в усыпальницу Салтыковых. Над центральным трансептом возвышается круглая одноярусная башенка колокольни. Церковь сложенна из кирпича. В интерьере храм четырехстолпный, своды центрального нефа кирпичные, боковые нефы имеют плоские перекрытия. Крестовоздвиженская церковь редкий памятник культовой архитектуры начала XIX века. Используется по первоначальному назначению Владимирской Епархией.

 Здание богадельни (странноприимный дом), I-ая пол. XIXв.

Здание расположено с западной стороны Крестовоздвиженской церкви на территории усадьбы Салтыковых и ориентировано продольной осью север-юг. Здание сложено из кирпича. Здание покрыто двухскатной кровлей. Главный восточный фасад – трехчастный, средняя треть выделена декоративным портиком в 6 пилястр. Угловые пилястры “рустованы”. Оконные проемы в торцах здания выделены “рустованными” арками. Памятник представляет собой яркий пример архитектуры эпохи классицизма. После пожара 1993 года вновь восстановлены кровля и интерьеры. Здание используется Подворьем Александровского Успенского монастыря под трапезную и кельи. Общее состояние памятника удовлетворительное.

 Парк, XVIII-XIX вв.

Парк ансамбля усадьбы Салтыковых существует с момента возникновения усадьбы. Парк состоит из регулярной и ландшафтной зон, сохраняется каскад прудов.

Село Олепино (так оно писалось в старину) - при пруде и колодцах, - древнее, ему более 600 лет. Село - родина писателя Владимира Солоухина. Он вспоминал: «В тридцати шагах от нашего двух- этажного, под железной крышей дома - церковная ограда: кирпичное основание, кирпичные столбики, кованые решетки, угловые башенки, кресты на них. Ограда по всей своей окружности обсажена липами. Их посадил мой дед Алексей Дмитриевич.

Солоухин окончил Владимирский механический техникум по специальности механик-инструменталист. Первые стихи были опубликованы во владимирской газете «Призыв».
После службы в РККА (1942—1945, в охране Кремля), Владимир Солоухин начал всерьёз заниматься литературной деятельностью. В 1951 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Член КПСС с 1952 года. Был членом редколлегии журнала «Молодая гвардия» (1958—1981), редколлегии, а затем Совета редакции журнала «Наш современник».
На Общемосковском собрании писателей 31 октября 1958 года принял участие в осуждении романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».


В своей публицистике конца 1950-х — начала 1960-х годов писатель высказывался как русский патриот, указывал на необходимость сохранения национальных традиций, размышлял о путях развития русского искусства. В начале 60-х заинтересовался русскими иконами, стал поборником бережного отношения и внимания к ним, собирателем и специалистом по истолкованию и технике иконописи. Его публикации на эту тему встретили широкий общественный отклик.
Главная тема творчества Солоухина — русская деревня. Владимир Солоухин является видным представителем «писателей-деревенщиков».

Яндекс.Метрика