Тихвин- Старая Ладога- Крепость Орешек(Шлиссельбург)-

музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда или Невский пятачок»- Волхов

11.07-15.07.2019


1 день. 18:00 выезд из Владимира, Соборная площадь.

2 день. Завтрак. Экскурсия на Волховскую ГЭС, музей истории г.Волхов. Переезд в Старую Ладогу. Обед. Экскурсия по территории Староладожской Крепости с посещением экспозиции в Воротной башне и Успенского женского монастыря.   Размещение в гостинице.

3 день. Завтрак. Переезд в г.Шлиссельбург. Экскурсия в Крепость Орешек. Обед. Экскурсия в музей-диораму «Прорыв блокады Ленинграда или Невский пятачок». Посещение Синявинских высот.  Возвращение в гостиницу.

4 день. Завтрак. Обзорная по г. Тихвин с посещением Успенского монастыря, где хранится главная святыня -Тихвинская икона Божией матери, музея Римского-Корсакова,Тихвинского шлюза. Посещение Дымковского монастыря. Выезд во Владимир.

5 день. Ориентировочное время прибытия во Владимир 06:00

Проживание: гостиница "Седой Волхов" г.Волхов (номера с удобствами)

Питание: 2- х разовое (3 завтрака, 3 обеда)

Стоимость тура: 12000 руб./взр., 11500 руб./пенс., 11400 руб./школ.до 16 лет.

эти заболоченные и лесные земли называли «страною тифинскою». Здесь, через 110 лет после смерти преподобного Антония Дымского, в 1273 году, была явлена чудотворная икона, спустя столетия названная Тихвинской — «с пяточкой Христовой» — Небесная Покровительница Новгородских земель, а теперь и всей России и православного зарубежья.
«В 1383 году, через три года после разгрома татаро-монгольских полчищ на поле Куликовом, во дни великого князя Димитрия Донского, при митрополите Пимене, в пределах Новгорода, на Русской земле явилась икона Богородицы с Предвечным Младенцем на левой руке».
Летописные источники говорят о том, что именно на месте будущего Введенского монастыря было первое явление Тихвинской иконы Божией Матери на берегу реки Тихвинки, в 1383 году.
На месте обретения иконы был сооружен храм Пресвятой Богородицы, позднее каменный Успенский собор, по образу Успенского собора Московского Кремля.
В 1547 году перед венчанием на царство, по традициям византийских императоров, собор посетил сын великого князя Василия Иоанновича Иоанн IV (Грозный). По его указу и основаны в 1560 году Большой Успенский мужской и Введенский женский монастыри.

Именно сюда была сослана четвертая жена первого русского царя Ивана Грозного - Анна Колтовская (инокиня Дария). Монастырь и Тихвинский посад были не только центром православной культуры и ремесленного мастерства.

Вплоть до середины XVI века это была мощная пограничная крепость, защищавшая Россию с севера. После заключения мира со шведами в 1617 году, когда Тихвин перестал быть пограничным городом, расцвели ремесла, пользующиеся спросом не только в России, но и в соседних - северных странах. выгодное расположение Тихвина на перекрестке водных торговых путей из Скандинавии в Новгород. Москву и Ладогу, важное стратегическое положение в системе северо-западных границ Руси повлияли на его быстрое экономическое развитие.

В XIX в. город развивался как торговый и ремесленный центр, значение которого возросло с открытием в 1811 г. Тихвинской водной системы, связавшей Тихвин со многими городами России. Ее история началась еще в петровское время. Петр I знал о старинном водном пути и задумал проложить канал на месте бывшего волока - между реками Тихвинкой и Соминкой, чтобы соединить новую столицу - Петербург с хлебным Поволжьем. Петр I сам побывал на волоке, но завершить работы удалось лишь спустя столетие. Тихвинская водная система строилась силами многих городов России, об этом напоминают названия ее многочисленных шлюзов, каждый из которых носит название города России, принимавшего участие в создании этого судоходного пути.

Длина его около 848 верст, он проходил через губернии - Ярославскую, Тверскую, Новгородскую и Санкт-Петербургскую. Сегодня - это памятник истории, в котором проявилась русская инженерная мысль и государственная идея.

Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова был открыт 23 июля 1944 года по решению правительства к 100-летию со дня рождения композитора. Музей представляет собой памятник истории и культуры федерального значения. Основной фонд музея насчитывает более 10 000 единиц хранения.

Семья будущего выдающегося композитора поселилась в Тихвине в 1836 году. Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков был человеком необыкновенно честным, добрым и прогрессивным. Прибыв в Тихвин, он подарил свободу всем своим дворовым. Николай родился 6 марта 1844 года в Тихвине и жил здесь до 12 лет. Мальчик проявлял музыкальные способности, начиная с двухлетнего возраста. В 6 лет соседка-старушка Е.А. Унковская учила его музыке. Примерно через два года его наставником стала О.Ф. Фейль, заметившая в Николае недюжинные музыкальные способности. Затем он поступил в петербургский Морской корпус и до 18 лет приезжал в родной дом на каникулы.

Тихвинский период жизни Римского-Корсакова был непродолжительным, но влияние его велико. Тихвинские мотивы отражаются в его творчестве. Это – русские народные песни, увертюра «Светлый праздник» с перезвонами местных колоколов; фрагменты опер «Царская невеста», «Снегурочка», «Псковитянка», «Сказ о царе Салтане» и другие.

Старая Ладога

Старая Ладога является одним из старейших городов России, впервые упоминается в 862 году. Географическое положение Старой Ладоги было очень выгодным. Она располагается в том месте пути из «Варяг в греки», которое обойти стороной практически невозможно. Даже если купцы плыли на Волгу через реку Свирь, то все равно их путь лежал вдоль южного берега Ладожского озера, то есть, мимо Старой Ладоги. Старая Ладога являлась торговым центром. Старший Рюрик это понимал и планировал строительство укреплений в этих местах. С другой стороны, чтобы управлять славянами, то есть выполнять поставленную перед Рюриком задачу, место это было плохо пригодно. Очень уж далеко с берегов Волхова до центральных областей страны — до Киева, Мурома, Полоцка, Ростова. Видимо это и стало причиной переезда Рюрика в Новгород.

Старо-Ладожская крепость

Ладожская каменная крепость конца IXвека уникальна и не имеет аналогов в русском оборонном зодчестве. Крепость была сооружена из известняковых плит, сложенных на глине без применения извести.

Сложенные из плитняка на глиняном растворе, стены достигали в высоту 8 метров. Среди дерево-земляных укреплений, распространенных в это время, Ладожская каменная крепость была исключением. Она наметила тот путь в оборонном зодчестве, который получил распространение лишь столетие спустя. Крепость доказала свою надежность. Она оказалась неуязвимой для шведов и немцев, хорошо знакомых с передовой европейской техникой осады, и на протяжении XII—XV веков надежно защищала северные русские земли.

Единственная квадратная в плане Воротная башня располагалась на середине западной стены и была снабжена коленчатым въездом, который помимо створчатых дверей защищала деревянная опускная решетка— герса и, вероятно, ров с подъемным мостом. Позже, уже в XVIIвеке , въезд прикрывал деревянный острог. Прямо над въездными воротами в южной стене башни, устроена бойница (всего Воротная башня имела не менее одиннадцати бойниц.). Особая роль, отводилась Тайничной башне, располагавшейся на середине восточной стены. В ее первом ярусе был устроен колодец, который соединялся трубами с рекой Волхов.

За свою историю крепость не раз осаждалась шведами и не раз захватывалась ими. Последний штурм крепость пережила в1701 году. В августе 1702 года от сюда войска Петра I направились к Нотебургу. В результате взятия крепости и последовавшего в 1703 году основания Санкт-Петербурга шведская граница была отодвинута далеко на запад. С этого момента Ладога утратила свое военное значение.В 1703 году Пётр I также основал в устье Волхова Новую Ладогу и переименовал Ладогу в«Старую Ладогу», лишив её статуса города и права иметь собственный герб, а многим ладожанам повелел переехать на жительство в Новую Ладогу.

Внутри крепости располагаются две церкви. Первая — домонгольская Георгиевская церковь, одна из самых древних каменных построек сохранившихся на севере Руси и Самая древняя из ныне существующих церквей Старой Ладоги — представляет собой типичный древнерусский храм XII века: шлемовидная глава, позакомарное покрытие, желтоватая штукатурка поверх плинфы. Существует предания, что она построена на месте прежнего языческого капища. Возможно храм был построен по приказу Ярослава Мудрого во время его княжения в Новгороде. В смутную эпоху он был совершенно разорен и только после Столбовского договора со шведами в 1618 году вновь освящен игуменом Феокритом.
Очень интересна роспись храма. Потолочная и боковые фрески сохранились со времен строительства храма. Расписывали храм, скорее всего, греческие мастера, по заказу одного из Новгородских князей.

Этот строгий по очертаниям, древний белокаменный храм, увенчанный единственным куполом, не смотря на простоту своих форм, производит сильнейшее впечатление и навевает настроение давно ушедшей старины. Впечатляют и уцелевшие фрагменты фресок Георгиевский церкви, относящиеся к числу самых ранних произведений русской живописи, дошедшей до нашего времени. Сохранилась фреска, которая и делает храм столь знаменитым — «Чудо Георгия о змие». Фреске «Чудо Георгия о змие» больше 800 лет. Она пережила татаро-монгольское нашествие, несколько войн и чудом уцелела после революции.

Рядом расположена деревянная церковь Дмитрия Солунского 1731 года — одна из редких городских деревянных церквей. Церковь Дмитрия Солунского построена в формах «клетских» построек, в его основе – те же конструктивные и композиционные приемы, что и в обычной крестьянской избе.Церковь Дмитрия Солунского построена в начале 17 веке, после освобождения Ладоги от шведов. Святой Дмитрий Солунский, как и Георгий Победоносец, у славян издавна пользовался особым почитанием.

Первую церковь из-за ветхости разобрали, а на этом месте по просьбе прихожан построили новую, являющуюся точной копией предыдущей. Отдельные детали, сохранившиеся от старой постройки, заняли свое место в новом храме. Существует предположение, что Царские врата сохранились от первой церкви Дмитрия Солунского, или были сюда перенесены из какого-то древнего храма, поскольку датируются они началом 16 века.

По легендам под Староладожской крепостью в древние времена существовала разветвленная сеть подземных ходов. Ходы соединяли церкви, крепость, имелся проход на другую сторону Волхова.

Староладожский Успенский монастырь

Cтароладожский Свято-Успенский девичий монастырь находится на левом берегу реки Волхов, севернее каменной крепости. Ансамбль монастыря упоминается уже в XV веке, датой его основания принято считать 1156 год. Постройки, дошедшие до наших дней, относятся к периоду интенсивного строительства 19 века. Именно в это время возводится кирпичная ограда с тремя воротами и четырьмя башнями вдоль дороги на Новую Ладогу и Волхов.

Главной достопримечательностью монастыря является Успенский собор. Стены собора расписаны, но роспись плохо сохранилась. Этот храм историки считают княжеской усыпальницей. Этот древнейший, уцелевший на всю высоту храм на всем северо-западе Руси. Стены Успенского храма были украшены фресками. До нас дошло около 30 квадратных метров древней стенописи — это изображения святых и «Процветший крест» в куполе, такой же как в знаменитом Дмитровском соборе XII века во Владимире. Строителями храма были новгородские мастера, который создали архитектурный шедевр, объединив вокруг себя все постройки Успенского монастыря.

История монастыря связана с пребыванием в нем известных в России женщин. Сначала это была бывшая царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I. В постриге имя ее было Елена, жила она в обители с 1718 по 1725 год. От пребывания Лопухиной остался двойной деревянный палисад и икона «Троеручица», которую она пожаловала сестрам, ухаживавшим за ней. По монашескому имени Лопухиной древнюю речку Ладожку стали называть Еленой, набережная стала называться Еленинской, а на посаде появился Еленинский переулок.

Здесь отбывала наказание Евдокия Ганнибал, жена А.П.Ганнибала («арапа Петра Великого», прадеда А.С.Пушкина, а уже потом, во время царствования Николая I, родственницы декабристов. Жертвователями женской обители были известный в России меценат Алексей Романович Томилов, усадьба которого примыкала к монастырю с северной стороны, граф Дмитрий Николаевич Шереметев, жена императора Александра II Мария Александровна, другие именитые люди. До революции в монастыре находились две чудотворные иконы: Успения Божией Матери и великомученицы Варвары. При монастыре была школа.

До революции в монастыре находились две чудотворные иконы: Успения Божией Матери и великомученицы Варвары.С конца XXвека монастырские здания пустовали и за короткое время пришли в плохое состояние. С 2004 года монастырь вновь действует.

Могила Вещего Олега(сопки VIII-IX веков)

В древности наши предки хоронили своих предводителей в земляных насыпях — курганах. Целый комплекс таких захоронений находится на левом берегу реки Волхова в Старой Ладоге, на левом берегу реки Волхова.
Курганы располагаются на самой высокой точке окрестностей, и даже от их подножья (а тем более с вершины) открывается великолепная панорама Старой Ладоги.

Кургана здесь всего три: два маленьких и один большой. Если верить преданиям, именно на этом месте «принял смерть от коня своего» Вещий Олег, покоритель Хазарского каганата. Эти курганы — все, что уцелело от Старой Ладоги варяжских времен .
За тысячу лет существования эти курганы не раз подвергались разграблению. Верхушки почти всех холмов раскопаны. Грабители искали ценные вещи, которые клали в захоронения вместе с умершим его родные. Это могла быть посуда, оружие, еда, одежда, личные вещи покойного и другое.
Однако археологам и сейчас удается находить интересные вещи. В 2008 году археологи раскопали исторический слой десятого века и нашли в нем форму для отливки герба рюриковичей — родоначальников династии русских царей правящих до 1533 года. Это схематическое изображения сокола, так называемый трезуб. Именно из-за этой находки , вполне возможно, где то в этих курганах покоились рюриковичи. А самый большой курган, экскурсоводы называют, могилой Вещего Олега.

Крепость «Орешек»

В 1323 году князь Юрий Данилович, внук Александра Невского, основал в истоке Невы крепость. Она была построена на острове Ореховом, названном так по обилию лещины на его берегах. Тогда же был заключен «вечный мир» со Швецией. В 1352 году были построены каменные стены и башни. От них в настоящее время мало что сохранилось. Вскоре на берегу, под защитой крепости вырос одноименный город, который сейчас носит название Шлиссельбурга.

В XV веке, после того, как Московское княжество полностью подчинило себе Новгородскую республику, крепость Орешек была перестроена. Шведы неоднократно пытались овладеть этим стратегически важным местом. И, наконец, в мае 1612 года крепость была взята измором. По преданию, защитники Орешка замуровали в стену икону Казанской Божией Матери в знак того, что рано или поздно твердыня вновь станет русской. Шведы переименовали крепость в Нотебург, что означает «Ореховый город».

В октябре 1702 года, в ходе Северной войны, после 13-часового штурма, Нотебург был взят. Первоначально шведы одерживали явный перевес, и Петр Первый дал команду отступить. Однако князь Михаил Михайлович Голицын, возглавлявший один из отрядов, ослушался царя, ответив: «Я не принадлежу тебе, государь, теперь я принадлежу одному Богу». В результате огромных потерь крепость была взята. «Правда, что зело жесток сей орех был, однако же, слава Богу, счастливо разгрызен… Артиллерия наша зело чудесно дело свое исправила», — написал Петр. Крепость получила новое название — Шлиссельбург, что означает «ключ-город». Ибо с этого времени была открыта дорога к устью Невы и строительству Санкт-Петербурга.

Вскоре Шлиссельбург потерял свое стратегическое значение и превратился в тюрьму для особо опасных преступников. Здесь с 1725 по 1727 года находилась в заключении «известная особа» — первая жена Петра Первого Евдокия Лопухина. В 1741 году сюда привезли Бирона, приговоренного к смертной казни, но затем помилованного Анной Леопольдовной. В 1756 году в Шлиссельбург был перевезен «известный арестант» — император Иоанн VI Антонович, свергнутый с престола Елизаветой Петровной. В 1764 году он был убит при попытке его освобождения Василием Яковлевичем Мировичем (1740-1764).

В «Секретном доме», построенном в Цитадели в конце XVIII века, находились в заключении многие декабристы: Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, братья Бестужевы и др. В построенном в середине XIX века корпусе Новой тюрьмы содержались в заключении многие народовольцы. 8 (20) мая 1887 года в Шлиссельбурге был казнен Александр Ульянов. В 1911 г. был построен IV тюремный корпус, самый большой.

Крепость сыграла важную роль в Великую Отечественную войну. В 1941—1943 годах в течение 500 дней небольшой гарнизон из бойцов 1-й дивизии войск НКВД и моряков 409-й морской батареи Балтийского флота удерживал Шлиссельбург от захвата фашистами, защищая «Дорогу жизни», по которой вывозили людей из осажденного Ленинграда.

Диорама «Невский пятачок»

История пятачка началась в сентябре 1941, когда наши войска форсировали Неву и создали небольшой плацдарм прямо под носом у немцев. С первого дня образования плацдарма на нем велись ожесточенные бои, с Невского пятачка пытались прорвать блокаду Ленинграда - это место одной из самых кровопролитных битв в новейшей истории. К весне 1942 года на пятачке оставалась горстка солдат 330-го полка, они бились до последнего. Но 24 апреля на Неве начался ледоход, и защитники плацдарма оказались одни, они обороняли штабной блиндаж. 27 апреля оставшиеся в живых на куске маскировочного халата красными буквами, возможно кровью, написали - "ПОМОГИТЕ!". Это было последнее, что видели на другом