" Велесово Капище"
Владимирская область
Программа тура: Выезд от Мебельного магазина Суздальский пр-т в 08:00, остановка Соборная площадь в 08:10. Краеведческая экскурсия по Собинскому р-ну (Бабаево-Ставрово-Черкутино-Снегирево-Волосово-Алепино). Вовзращение во Владимир ориентировочно в 16:00
Стоимость тура: 1300руб./чел.
На старом пути от Владимира к Юрьеву стоит при реке Колокше село Ставрово, в 27 верстах от города. В 6 верстах от Ставрова есть владельческое село Турино, через него протекает река Волочка, впадающая справа в реку Колокшу. Неподалёку находится урочище Каковинский лес, а у села - Бабаева гора, доныне называемая Прусковой (Прусова гора), при сельце же Турине - Пруссово поле.
У Прусовой горы в 1177 г. дружина князя Всеволода III Большое Гнездо
разгромила войска рязанского князя Глеба Ростиславича. Этой битвой закончилась междоусобица, начавшаяся после убийства Андрея Боголюбского. Одержав победу на Прусовой горе, князь Всеволод утвердился на великокняжеском престоле.

«Село Бабаево - отъ Владимира 20 верстъ, при пруде и колодцахъ». Его название татарского происхождения. «Баба», «бабай» означает «дед», «старик» во многих восточных языках.

В кон. XVII в. село Бабаево принадлежало Дмитрию Никитичу Наумову. Хотя род Наумовых не относился к числу высшей аристократии, Дмитрий Никитич достиг почетного чина стольника. В 1682 г. в том же чине Дмитрий Наумов был воеводой города Владимира, возглавляя военную и гражданскую администрацию города и большого уезда.
В документе 1716 г. Бабаево названо вотчиной Петра Ивановича Салтыкова. Дворянский род Салтыковых принадлежал к числу наиболее знатных в России и состоял в родстве с царским домом. Из рода крупных землевладельцев Салтыковых вышло наибольшее число бояр, три генерал-фельдмаршала.
Село Бабаево с деревнями до 1816 г. принадлежало известному военному и государственному деятелю, генерал-фельдмаршалу Николаю Ивановичу Салтыкову.
Церковь Михаила Архангела, Бабаево Церковь Михаила Архангела, Бабаево
В 1683 г. по заказу Д.Н. Наумова в его вотчине, селе Бабаево, строится каменный храм во имя Архистратига Божия Михаила.
При новопостроенной церкви состояли: «дворъ поповъ, дворъ дьячковъ, дворъ пономаревъ, дворъ просфорницынъ, дворъ вотчинниковъ и 15 дворовъ крестьянскихъ среднихъ». Содержание церковного причта было обеспечено тем же владельцем села Наумовым, выделившим в пользу причта из своих земель: «пашни 10 четвертей въ поле, а въ дву по тому жъ, сенныхъ покосовъ 10 копенъ».
В 1821 г. усердием прихожан к церкви была пристроена высокая четырехъярусная колокольня.
В 1836 г. усердием прихожан была построена просторная теплая трапезная церковь - в честь св. Георгия Победоносца, а в 1883 г. в трапезной устроен еще один придел в честь Преображения Господня. В это же время церковь и кладбище вокруг нее были обнесены оградой с металлической узорчатой решеткой между каменными столбиками.
В 1880 г. в черте церковной ограды на средства уездного земства и прихожан был построен одноэтажный каменный дом, в котором размещалась земская школа с квартирой для учителя.
Постройки, возведенные в разное время, составили единый ансамбль, который на протяжении долгих лет был для сельчан духовным и образовательным центром и украшением села.
Церковь Архистратига Божия Михаила в 1937 г. была закрыта. Её здание сначала использовалось под хозяйственные нужды, а затем долго стояло в запустении, числясь на балансе Государственного центра по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры области. Все убранство храма было утрачено, и само здание обветшало и частично разрушилось.
Только в 1992 г. храм Михаила Архангела в селе Бабаево передан общине верующих Русской православной церкви. С возобновлением богослужения началось и восстановление храма…
Посёлок Ставрово является одним из древних русских поселений. Название поселка в переводе с греческого «ставрос», означает «крест». Есть предположение, что название связано с расположением первых улиц в форме креста (в настоящее время это улицы Октябрьская, Жуковская, Советская, им. Ленина). Другая версия - в  Ставрове было местопребывание второй супруги князя Всеволода - Анны и что она дала греческое название селу. Точная дата возникновения Ставрова неизвестна, но село упоминается в русских летописях с 1515 года, в монастырских отчётах и в деловых бумагах средневековья. Во Владимирском государственном архиве данные о селе Ставрово имеются лишь с конца 17в, от 15 сентября 1771года. Тогда село и его жители принадлежали Московскому Вознесенскому девичьему монастырю, но вскоре по приказу Екатерины 2 , земли у монастырей были отобраны и переданы государству. Село и крестьяне стали стали государственными. Положение государственных крестьян было несколько лучше бесправного положения крепостных крестьян, которые жили в селениях близ Ставрова, принадлежащих помещикам.
 В ранних церковных книгах упоминается о двух Ставровских церквях: в честь великого чудотворца Николая - Николаевская и в честь Успения Пресвятой Богородицы - Успенская, обе деревянные. В начале 1700 года Николаевская церковь сгорела и в 1718 году вновь построена, но спустя 95 лет, в 1813 году снова сгорела. На месте сгоревшей усердием прихожан и в честь святой Троицы была построена каменная церковь. После была построена Успенская церковь, тоже каменная. В1877 году обе церкви были обнесены оградой. В те далекие времена церковь владела большим наделом земли, строениями, часовнями близлежащих деревень. Основным населением Ставрова до революции были церковные служители, купцы, торговцы, крестьяне, рабочие, служащие. В 1883 году в селе насчитывалось 227 дворов, 1208 жителей, имелось- 121 лошадь, 207 коров и овцы. Сеяли в основном овес, гречиху, лен, рожь, картофель. Из-за небольшого количества сельхозорудий и скудных земель крестьяне собирали небольшой урожай. Каждый год из села на заработки уходило 50 человек.
  В 30- е годы, когда началось массовое закрытие церквей, ставровские священники были сосланы, иконы сожжены, утварь конфискована для закупки хлеба за границей. В здании церквей разместился гараж для тракторов, склад для зерна. В 60- е годы началось строительство школы – потребовался  кирпич. Решили взять его из стен Троицкой церкви. Её взорвали, но кирпичом не воспользовались, т.к. невозможно было отделить кирпич от кирпича, так прочно строили её мастера, и церковь превратилась в груду щебня. Сейчас на этом месте растут деревья. В настоящее время сохранилась Успенская церковь, остатки ограды, колокольня.
  В 1990 году началась реставрация уцелевшего Свято - Успенского храма и колокольни.
В 1991 году на территории церковного ансамбля работала экспедиция археологов во главе с В.П. Глазовым. И оказалось, что Ставрово появилось не в 15 веке, а в 11 веке. На месте разрушенного храма, под его фундаментом, на глубине 2,5 метра были найдены остатки кузницы славянского ремесленника. Рядом найдены остатки керамики и захоронение человека. Сейчас храм действующий.
Николо-Волосовский монастырь (Николо-Волосов монастырь) - православный женский монастырь, расположенный в селе Волосово Собинского района Владимирской области.
Время возникновения Николо-Волосова монастыря неизвестно, но сведения о Волосовской обители находятся ещё в XV в.
В России есть множество мест, где древние капища Волоса были замещены Никольскими храмами и монастырями. Одно из них недалеко от Владимира, в селе, которое так и называется - Волосово. Монашки знают предание о том, что их обитель возникла на месте уничтоженного капища бога Волоса (Велеса).
Согласно одной легенде Никольскую церковь поначалу построили на горе, но чудотворный образ Николы, бывший в ней, стал исчезать из церкви и всякий раз оказывался в низине у реки Колочки подвешенным на дереве на волосах (Волосыни - жёны Велеса, созвездие Плеяд. Волосожары - Млечный Путь.). Пришлось переносить монастырь на то место, которое выбрала икона. Там он сейчас и находится.
Тогда все строения монастыря были деревянными.
В 1909 г. монастырь обращён в женский. При обители существовала водяная мельница на реке Колочке. Другие исторически сохранившиеся сооружения монастыря келейный корпус, сторожка, две башни, стены ограды. Закрыт в 1920-х гг. Обитель была возрождена в 1993 г. сестрами Боголюбского женского монастыря. С 1993 г. существовала, как женский скит суздальского Покровского монастыря, с 1996 г. – самостоятельный монастырь.
Николо-Волосовский епархиальный женский монастырь, Волосово
В 1685 году дворцовое село Черкутино, принадлежавшее царской фамилии Романовых, передается в дар роду Салтыковых, бывших с царской семьей в родстве. Интересно, что в 1772 году в Черкутине в семье настоятеля церкви на свет появился Михайло Сперанский, ставший выдающимся государственным деятелем, одним из самых влиятельных людей в России. В начале карьеры Сперанский получил от своего знаменитого земляка Николая Салтыкова немалую протекцию и поддержку. Несмотря на огромную занятость, Салтыков немало сделал и для Черкутино.