ПАРК - МУЗЕЙ «РУССКИЙ ОСТРОВ»-ВВЕДЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ- МЕСТО ГИБЕЛИ ЮРИЯ ГАГАРИНА
Программа тура: Выезд в 07:00 от магазина Мебельный, в 07:10 остановка Соборная площадь. Экскурсия по парку-музею «Русский остров» : всё о русской деревне и русском традиционном мире. Посещение Введенской пустыни. Осмотр мемориала на месте гибели Гагарина и Серегина. Возвращение во Владимир ориентировочно в 19:00
Стоимость тура: 1700 руб./чел.
С древнейших времён неразрывная связь русского человека с землёй и природой имела особый сакральный смысл и стала уникальным явлением в мировой цивилизации. Крестьянский труд не только давал необходимую для существования продукцию, но и служил основой жизненного уклада, мировоззрения, культуры и смысла бытия русского человека. Ни в одной стране мира не было такого разнообразия народного творчества и культурно- обрядовых традиций связанных с земледельческим трудом. Окружающая природа и гармония с ней, труд на земле, вековые традиции, самобытные культура, религиозно – философское осмысление бытия (свойственное, пожалуй только русскому крестьянину) – слились в единое целое называемое РУССКИМ МИРОМ с его национальной идеей — поиск Божьей правды на грешной земле, с его нравственной высотой и благочестием, трудолюбием и творчеством, безкорыстным служением и самопожертвованием.
Наш музей создавался не только как памятник русской крестьянской цивилизации – душе и становому хребту России, но и как возможность поиска утраченных корней и обретения национальной памяти. У нас нет закрытых витрин - экспонаты можно брать в руки, они свидетели истории, хранят частичку души их создателей, которую, быть может, наследуют те, кто с любовью к родной земле и своей культуре к ним прикасается …. Тактильный интерактивный формат позволяет вникнуть в глубину традиции не только в плане освоения уникальных практических знаний и технологий, позволяющих выжить и создать многоукладное хозяйство на новом месте практически без ничего, но и затронуть сферы метафизики...
Погрузившись в историческую реальность, Вы узнаете о старинных ремёслах, быте, образе жизни, мировоззрении русского традиционного мира и пройдёте путь деревни от общинно- родового строя до драматических событий 20-го века.
ОБЪЕКТЫ, ЭКСПОЗИЦИИ, ТЕМЫ
Основные экспозиции музея посвящены уникальной крестьянской цивилизации Русского Севера, преимущественно старообрядческой, – ставшей последним островом древнерусской культуры, дольше всего сохранявшей самобытные архаические черты, уходящие корнями в седую древность. На Русском Севере было создано идеальное устройство общества – самобытная деревенская демократия, основанная на традиции и благочестии, с меньшим доверием юридизму и большим доверием людям, не знавшая крепостного права, где свободный человек во всём проявлял творчество. Это отразилось на всей материальной культуре севера. Отличительная черта любых северных бытовых предметов – их красота и изящество, украшение резьбой или росписью – в них вкладывалась душа и когда мы на них смотрим, понимаем, что душа России совершенно определённо находится на Русском Севере , - именно там русского больше всего.
ОБЪЕКТЫ И ЭКСПОЗИЦИИ – крестьянское подворье – орудия труда крестьян, средства передвижения, деревенская лавка, сечкарня, прядильно-ткацкая мастерская, мастерская деревообработки, кузница, гончарка, промыслово — охотничий стан, мельница, пивоварня, интерьер избы, предметы крестьянского быта, искусство в бытовых предметах севера, воинское подворье - история ратного дела, история религии в России.
Древний мир на территории России, русское средневековье, имперский период, советский период.
Возникновение Введенской обители связано с упразднением в начале XVIII в. Антониевой пустыни, как небольшого монастыря, вокруг которого уже сформировалось поселение Покров. Иноки Антониевой пустыни Сергий и Тимофей удалились на остров Вятского озера и построили там деревянные часовню и келью. Так в 1708 г. был основан Свято-Введенский островной монастырь. Слух о новой пустыни прошел по всей округе, привлекая желающих стать ее насельниками. Очень скоро островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить Петра I о разрешении на постройку на острове собственного храма. В 1710 г. была возведена красивая деревянная церковь из срубленного здесь же на острове леса, освященная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Первоначально построенную Сергием и Тимофеем часовню с острова перенесли на Владимирский тракт и использовали для сбора пожертвований на содержание монастыря. Часовня приносила небольшой доход, неоднократно разграблялась и в начале 1740-х годов была разобрана. Во второй половине XVIII в. была восстановлена уже каменная часовня, которую в 1880-е годы перенесли вслед за сместившимся Владимирским трактом. Около нее построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Вплоть до 1918 г. в Ильин день от пустыни к часовне монахи совершали крестный ход.
На протяжении первой половины XVIII в. Введенский монастырь постоянно испытывал трудности с уплатой налогов и даже терял самостоятельность. Духовный расцвет монастыря связан с приходом в него с далекого Афона известного своей подвижнической деятельностью старца Клеопы в 1760 г., который самой братией был избран настоятелем Введенской Островской пустыни. Преподобный Клеопа славился своей прозорливостью (например, он предсказал точную дату своей смерти) и даром исцеления. Старец был известен даже в Москве как истинный монах и христианин, и пустынь существовала в то время преимущественно за счет вкладов богатых и именитых москвичей. Именно при Клеопе в монастыре были выстроены каменные храмы – Введенский и Никольский. Кроме того, старец Клеопа распорядился построить на берегу озера просторный дом с мезонином и двор с конюшнями и сараем для приезжающих богомольцев, которые на лодке переправлялись монахами на остров.
Введенскую островную пустынь часто посещали живущие по соседству дворяне Прозоровские, Несвицкие и другие. Многие представители этих дворянских семейств были похоронены в соборном храме монастыря.
После смерти старца Клеопы в 1778 г. место его захоронения в Введенской пустыни стало особо почитаться жителями Покрова и окрестных поселений. Даже в советские годы, когда на территории Введенской пустыни была устроена женская колония для несовершеннолетних, паломники стремились попасть на остров, прорываясь через кордоны, чтобы поклониться могиле старца Клеопы, причисленного к лику местночтимых святых. Мощи старца считаются святыней ныне действующей женской Введенской островной пустыни.
Важной святыней монастыря была также икона Введения Божией Матери, заступничеством которой, по легенде, в 1863 г. жители г. Покрова чудесно избавились от холеры. Деяния духовных подвижников и православные святыни Введенской островной пустыни привлекали верующих и благотворителей.
В 1870-е годы в монастыре была перестроена и расширена зимняя церковь Николая Чудотворца. В 1891-1894 гг. прежний Введенский храм был заменен новым, из красного кирпича, также пятиглавым. Иконостас был посеребрен и позолочен, а соборные стены – расписаны образами «греческого письма». При Введенском храме построили колокольню (сегодня не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и ограду. В списке жертвователей на реконструкцию и новое строительство в рамках Введенской пустыни были промышленники Морозовы.
В 1918 г. монастырь был закрыт, его имущество национализировано. На его территории находились подростковые исправительные учреждения. У монастырских храмов были срублены купола и подкупольные барабаны.
В 1994 г. Свято-Введенская островная пустынь была передана Владимиро-Суздальской епархии и сегодня действует как женский монастырь. Настоятельница монастыря игуменья Феврония с сестрами прилагают немалые усилия для возрождения обители. Первым был отреставрирован Никольский храм, его роспись и иконостас. Восстанавливается и Введенский собор.
27 марта 1968 года Юрий Алексеевич Гагарин, первый человек планеты Земля, побывавший в космосе, погиб в авиационной катастрофе, выполняя учебный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под контролем лётчика-инструктора В. С. Серёгина, вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области.