Краеведческая экскурсия по Суздальскому району

«Серебряное кольцо Павловского ополье»


Программа тура: Выезд в 09:00 парковка Драмтеатра, 09:05 остановка Соборная площадь, 09:10 маг.Мебельный Суздальский пр-т. Экскурсия селу Павловское с осмотром церкви Рождества Иоанна Предтечи, Ладьина сторонка, церковь Георгия Победоносца. Эколого-краеведческая тропа «Дворянское гнездо»: поместье Вяземских; кедровая , липовая, межевые аллеи. Пикник. Живописные пруды села Теренеева. Древнерусское селища Якиманское. Барская усадьба Долгоруких.

Стоимость тура: 1200 руб./чел.

Село Павловское лежит при большой Владимиро-Суздальской дороге, в 20 верстах от Владимира, в 10 от Суздаля и не более, как в 4-х верстах от древней Владимиро-Суздальской дороги. Расположено по двум довольно высоким берегам маленькой речки Чиндаровки (Чендяревка), которая разделяет село на две половины, та и другая соединены между собой деревянным мостом (1883 г.). Чиндаровка берет свое начало невдалеке от Павловского и протекает довольно незначительное пространство по направлению к реке Нерли. Каменная церковь, дома священно-церковнослужителей и несколько крестьянских домов стоят на правом ее берегу, большая же часть населения расположена на левом берегу. Такое расположение села по словам старожил существует издавна.

Названием своим село Павловское указывает на чисто русское и вместе с тем христианское происхождение. Названием своим село обязано или первому поселившемуся здесь Павлу, или лицу, владевшему им и оставившему по себе какую-либо память. Такое предположение о названии села подтверждается лишь одним народным преданием. Есть предположение, что во время татарского погрома, когда жители Суздаля и его окрестностей, разоренные до последней степени монголами, бродили с места на место и поселялись там, где Бог приведет, и, вот, близость Суздаля, небольшая речка были достаточным поводом поселиться здесь двум или трем бродячим семействам, имевшим во главе какого-либо Павла.

Впервые в исторических документах село Павловское появляется в 1328 г., когда оно принадлежало московскому великому князю князю Иван I Даниловичу Калите. Село досталось ему, вероятно, от отца князя Даниила Александровича, а тому от матери княгини Александры, жены князя Александра Невского. Поскольку княгиня Александра умерла в 1263 г. Отсюда очевидно видно, что село Павловское существовало раньше 1263 г.
Великий князь Иоанн Данилович, отправляясь в 1328 г. в Орду, написал завещание, в котором Павловское отдать жене своей – княгини Елене: «а что село Павловское бабы нашея купля, то даю княгине своей». Завещание Калиты на этот раз не исполнилось: он благополучно возвратился из Орды и все завещанное, при отъезде туда, оставил при себе. После смерти Иоанна Даниловича в 1340 г. село перешло в собственность его сына князя Ивана II Ивановича (Красный), который в духовной грамоте 1356 г. завещал Павловское Владимирскому Рождества Пресвятой Богородицы монастырю, где лежали мощи досточтимого предка его, Святого Благоверного Князя Александра Невского; «село Павловское», сказано в завещании, «далъ есмь святому Александру въ прокъ, себе въ память». В 1381 г., сын Ивана Ивановича, Великий Князь Дмитрий Донской, в благодарность святому Александру, за небесную помощь его в борьбе с татарами, в духовной грамоте относительно села Павловского подтвердил волю своего отца: «а что отецъ мой великiй князь далъ село Павловское ко святому Александру, того не подвигнуть». Великий Князь желал, чтобы Павловское навсегда осталось за монастырем Св. Александра.
Однако, по документам нач. ХVI в. село Павловское принадлежит суздальским князьям Горбатовым, ведущим род свой от коренных государей Русских.

Село Выпово -название села происходит от болотной птицы выпь. Впервые Выпово упоминается в письменном документе 1464 года - в «полюбовной деловой Спасо-Евфимиева монастыря и Владимирского Богородичного монастыря о разделе их бывшего общего владения Федоровского».

Село Выпово издавна было дворянским поместьем. Как известно из документов областного архива (Фонд 417, опись 4, дело 662), еще в 1844 году оно принадлежало князю Дмитрию Сергеевичу Вяземскому. Ему принадлежало 661 десятина пашни и лугов. Вяземские – старинный русский дворянский род, известный в XVI веке. В каком году возникла выповская усадьба, точно не установлено. Но из сравнительно недавних публикаций (1971 год) относительно исследований выповских кедров известно, что парк был разбит в середине XIX века.

Эколого-краеведческая тропа «Дворянское гнездо» включает в себя: Барский пруд с плотиной, Межевая аллея с липой «Патриарх», Кедровая аллея, Фруктовый сад, Кедровые ворота и место бывшего барского дома, Большая липовая аллея, дуб «Великан», Сиреневая аллея, аллея молодых кедров и другие достопримечательности старого парка и села Выпово.

Теренеево — село в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Павловского сельского поселения. Село расположено в 3 км на запад от центра поселения села Павловское.
Правнук рейтара царя Михаила Федоровича Лев Никитич Рогановский служил в российской армии при Петре I и его преемниках офицером, достигнув чина капитана. К началу 1760 х годов он уже скончался, а в родовой вотчине Рогановских суздальском селе Теренееве жила его вдова Марфа Васильевна.
Последней в роду Рогановских стала дочь вязниковского исправника Олимпиада Петровна Рогановская, вышедшая замуж за преемника своего брата по предводительской должности в Ковровском уезде надворного советника Ивана Петровича Николаева. Именно ей досталось старинное имение Рогановских село Теренеево. Сын Николаевых и внук ротмистра Петра Рогановского, нареченный в честь деда, статский советник Петр Иванович Николаев, в молодости тоже служивший в кавалерии и бывший гусарским офицером, получил известность как вязниковский предводитель дворянства и председатель Владимирской губернской земской управы в 1870-е годы.

Село Теренеево издавна славилось живописными прудами, в конце ХIХ века значится владением трех помещиков: Вадбольского, Николаева, Шиловского. Владельцы села неоднократно менялись. В то время в селе насчитывалось 72 двора и 375 жителей.
В с. Теренееве одноклассное училище открыто в 1873 г. Учащихся 32 муж. пола. Законоучитель свящ. Похвалынский. Учитель Введенский, кончил курс в духовном училище. Помещается в наемном доме.

Приход села Теренеево в 1876 г. приписан к селу Семеновскому-Барскому.
В конце XIX — начале XX века село было центром Теренеевской волости Суздальского уезда.

Церковь Михаила Архангела в селе Теренеево с придельным престолом во имя св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанны, построена в 1768 г. тщанием княгини Наталии Михайловны Хилковой с прихожанами.

При царской власти в эту церковь приходили молиться жители из 12 сел.
В 1936 г. церковь была закрыта, но в годы Великой Отечественной войны службы в ней продолжались. Позже в здании церкви размещалось зернохранилище.
Статус памятника архитектуры получила в марте 1974 г., с 80-х гг. никак не использовалась. В кон. 90-х гг. коммерсанты здесь даже попытались открыть магазин.

25 января 2003 года была зарегистрирована местная православная религиозная организация «Приход храма святого Иоанна Предтечи села Павловское».

Якиманское — село в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Павловского сельского поселения.

Село расположено на правом берегу реки Нерль. Зимой 1238 г. часть татаро-монгольских орд от Владимира направилась к Суздалю, выжигая и разграбляя всё на своём пути. К юго-востоку от Суздальского кремля находились укрепление, называвшиеся - Большое Городище (сейчас село Якиманское) и Малое Городище (село Спасское Городище).
Татаро-монголы встали лагерем на месте, где до 1960-х гг. существовало село Батыево («Село Батыево отъ Владимира в 20-ти верстах, а от Суздаля в 14-ти верстах, при речке Уловке»).
Малочисленная суздальская дружина пыталась задержать врага в первом на пути татаро-монгол – Большом Городище, где сейчас расположено село Якиманское. Силы были слишком неравны и все суздальцы геройски погибли. Здесь под холмом на котором построен
храм в честь родителей Богородицы Иоакима и Анны (от чего и пошло название села – Якиманское) нашли вечное упокоение тела погибших русских витязей. Татары похоронили своих убитых под курганом на месте своего становища, где потом и появилось село Батыево. Впоследствии на Батыевом кургане была построена церковь.

Церковь Живоносного Источника Пресвятой Богородицы и Никольская церковь

Точной даты постройки Никольской церкви из исторических источников пока выявить не удалось.
В 1867 г. усердием прихожан, вместо деревянной Николаевской церкви, была построена каменная церковь во имя Живоносного Источника Пресвятой Богородицы. Престол был один. Была построена каменная колокольня.
Церковные документы хранились: копии с метрических книг и исповедных росписей с 1802 года; опись церковного имущества составлена в 1865 году.
Причта при церкви не положено; церковь была приписана к Барскому Городищу и Спасскому Городищу.

Городище называется Барским, потому что изстари принадлежало помещикам. Так, в нач. XVIII в. владельцем села был помещик Стефанов, пожертвовавший в 1719 г. в местную церковь икону Знамения Божией Матери, писанную с чудотворной Новгородской иконы Знамения Божией Матери, украшенную жемчугом и разноцветными драгоценными камнями.

Долгоруковы, или Долгорукие — одна из многочисленных ветвей князей Оболенских. Предком князей Оболенских, как и многих других, семейные предания называют Михаила Всеволодовича Черниговского. Родоначальник собственно Долгоруковых — князь Иван Андреевич Оболенский (XVII колено от Рюрика), получивший за свою мстительность прозвище Долгорукий. Из рода князей Долгоруковых вышли видные государственные деятели, полководцы и литераторы.
В пол. XIX в. владельцем села был князь П.А. Долгоруков.
Князь Пётр Владимирович Долгоруков (1816 — 1868) — русский историк и публицист, деятель Вольной русской печати, один из крупнейших специалистов по русской генеалогии, составитель «Российской родословной книги». В петербургском светском обществе имел прозвище Bancal («колченогий»). Прославился своим злоязычием. С 1859 года — в эмиграции. После смерти архив его документов через подставное лицо приобрело царское правительство России.

Вспомогательная школа-интернат с 1954 г. занимает комплекс построек бывшей барской усадьбы Долгоруких.

Каменная церковь в Барском Городище во имя Святой Живоначальной Троицы, с теплым приделом в честь иконы Знамения Божией Матери, построена усердием прихожан в 1792 г., вместо обветшавшей деревянной, с такой же колокольней.
17 октября 1867 г. освящен придельный храм в селе Барском-Городище в честь Казанской Божией Матери.

Яндекс.Метрика